Главная
Полезные ссылки
Контакты
seamstress.portal-1.ru
 

СТИЛИ ОДЕЖДЫ

О стиле одежды достаточно много пишут, эту тему широко обсуждают. В данное понятие включают архитектонику (силуэт) одежды, художественное оформление, манеру одеваться. Признаки стиля, его характерные особенности заметны по отдельным основным элементам формы определенного художественного произведе­ния, изделия, одежды определенной группы людей, какой-либо эпохи.
Нас будет интересовать стиль одежды, т. е. способ одеваться в определенный исторический период. Для каждой эпохи характерен свой особый стиль одежды, созвучный не только современной архитектуре или модному для того периода искусству, но и являющийся отражением общественно-экономической формации, морали, господствующей религии данного периода. Поэтому можно утверждать, что в любой одежде отражается стиль, типичный для соответствующего периода, эпохи. Если одежда не соответствует стилю современной действительности, считают, что она старомодна.
Мы уже отмечали, что стиль находится в прямой зависимости от моды. Мода — это понятие, которое включает принцип творчества как основной элемент. Поэтому мода покоряет, иногда существенно изменяя, человека в целом. Нельзя недооцени­вать ее эстетическое и культурно-образовательное значение, ее творческое начало, которое называют стилем, хотя это и не идентично понятию культура. Чтобы стиль стал типичным, характерным стилем данной эпохи, требуются годы, прежде чем он завоюет право на существование в данном обществе и превратится в повседневный и необходимый атрибут соответствующей общественной формации. Мода вносит заметные изменения в стиль, хотя эти перемены недолговечны, отличаются весьма заметными, порой, хотя и мимолетными особенностями, с явными признаками, присущими развитию общества на данном отрезке времени. Но в определенных условиях, когда, например, продолжает развиваться одно направление или сосущес­твовать несколько сходных направлений моды (разумеется, при наличии тех главных элементов, позволяющих четко установить принадлежность к данному направлению моды), может появиться новый стиль. Любой стиль устаревает в том случае, когда исчерпаны все возможности для создания чего-либо нового, новых вариантов; тогда остается слепо следовать установившимся правилам создания одежды. Даже едва заметные отклонения от этого правила, какие-то элементы, вносимые в стиль одежды, иногда пробивающие себе дорогу десятилетиями, — это уже признаки, ростки нового стиля. Такие новые формы, элементы, новые комбинации цвета и фактуры ткани принимаются обществом не сразу. Но как только подобные нововведения становятся достоянием широкой общественности и доминируют над установившимся стилем, о модном стиле начинают дискутировать. Его встречает „в штыки" та часть общества, которая не принимает его всерьез, стремясь вернуть традиционный стиль в одежде.
Известно, что изменения моды чаще происходят в линии покроя и в цветовом решении одежды; это вовсе не влечет создание совершенно нового силуэта (юбки короткие — длинные, узкие — широкие). Мода быстрее проникает в быт, нежели в архитектуру. Поэтому сегодня трудно предугадать, какое из современных модных направлений содержит элемент завтрашнего дня.
Коротко мы объяснили понятие стиля. Теперь перейдем к анализу отдельных стилей, широко известных всем, рассмотрим этапы их развития в истории одежды. Разумеется, нет возможности подробно описывать каждый стиль одежды; в насто­ящей главе приводятся стили, элементы которых присутствуют и в современной моде. Естественно, это не копирование старого стиля, а его влияние, что находит отражение в покрое, в деталях отделки и т. д.

Античный греческий стиль


Свободолюбивый народ древней Греции дал человечеству классическое искусство
и философию. Человеческое тело считалось эталоном красоты и совершенства. Любая часть человеческого тела, по мнению древних греков, должна соответствовать определенным стандартам: необходимость соблюдения пропорциональности, сим­метрии, функционального назначения, целесообразности. Поэтому одежда в древней Греции создавалась с учетом этих требований. Одежда отличалась высоким эстети­ческим уровнем, в ней соблюдались определенные пропорции и гармония линий; весь покрой одежды соответствовал понятию симметрии. Удивительно, как греки сумели создать совершенные творения искусства из двух прямоугольных кусков материи, по-настоящему художественные образцы одежды, пригодные для обоих полов. Платья подчеркивали естественность линий тела. Совершенство в одежде было достигнуто благодаря тому, что удачно сочетались, создавая единое целое, элегантность и многоликость ионической моды и простота и строгость дорической одежды. Творческий подход при моделировании отдельных образцов одежды, наряда заключался в том, как задрапировать материал — это ведь считалось главным элементом отделки одежды. Способ драпировки  — отличительная черта одежды каждой женщины, подчеркивающая ее индивидуальность, вкус, что, кстати, харак­терно и для женщин нашего времени. Признаки античной моды легко найти и в одежде эпохи средневековья, хотя и в измененном варианте. Данный стиль присутствует в конце XVIII в., в частности, на начальной стадии зарождения стиля классицизма. Чтобы восстановить античный греческий стиль в одежде в XIX внес свою лепту известный модельер Поль Пуаре.
К античному стилю в большей или меньшей степени время от времени возвра­щаются и современные законодатели моды; влияние античного стиля ощущается в одежде и в эпоху технизации. Уместно заметить, снова входит в моду легкая воздушная ткань, которая подчеркивает грациозность движений и линии тела, а вертикальные линии складок напоминают каннелюры греческих колонн.

Готический стиль


В XII в. наряду с развитием духовной культуры возникает культура простолюдина, что помогает моде отойти от понятий официальной нормы — от плоскогрудой женской фигуры, от силуэтов, затянутых в корсажи. Зачинателями новой, позже широко распространенной и весьма популярной моды, известной в Европе после упадка античного стиля в одежде, называют рыцарей. Достаточно весомое влияние на средневековую культуру и одежду оказала экипировка крестоносцев. В тот период женщина постепенно приобретает в обществе небывалый ранее обществен­ный авторитет. Изменения структуры общества и общественных взглядов способство­вали созданию нового эстетического идеала мужчины и женщины. В первую очередь решающее значение приобретает форма человеческого тела, что после античной эпохи отодвинулось на второй план. Доминируют прямые линии в покрое одежды, прилегающие платья, характерная, типичная осанка, плавно прогнутая линия тела в форме буквы 8. Голова (как, впрочем, грудь и область живота) наклонена немного вперед. Прямые, удлиненные линии наблюдаются в этот период в архитектуре, живописи, скульптуре. Видимо, таким образом было зафиксировано стремление к совершенству, „на небеса", отрешение от земных забот и поиск духовного начала и будущей неземной жизни. Изменение кроя одежды проявилось, прежде всего, на такой детали, как рукав (манера и способ его соединения с остальными элементами платья). Рукав прилегал к пройме, а пройма кроилась строго по форме плеча, облегая плечевой сустав. К запястью рукав расширялся, переходя в длинные углы на локтях и спадая округленными, веерообразными линиями почти до самой земли. Высокий конусообразный головной убор с длинной вуалью или накидкой из другой какой-либо материи (эта деталь головного убора называлась геннин) и остроносые узкие башмаки прямой готической линии завершали наряд. В период поздней готики остаются еще вертикальные линии покроя одежды, новая же мода отметала все, что оставалось от облегающего стиля, прямых линий в одежде. Для данного периода характерна богатая декорация в наряде, яркость расцветки тканей и отделочного материала. Каждый носил то, что хотел. Тот период можно сравнить с нашим временем, когда допускается в одежде, в стиле множество различных направлений. Человек одевается в такую одежду, которая ему к лицу, в которой он не чувствует себя скованно. В период царствования Вацлава IV чешская мода в зените расцвета, стиль поздней готики достиг кульминационной точки; позже наблюдается постепен­ный спад интереса к этому стилю.

Период Ренессанса


В период Ренессанса упрочился феодальный общественный строй, наступает экономический взлет нового класса — буржуазии, зарождается капитализм. Челове­ческий разум обращен на земные дела, на мир, полный социальных, политических и экономических разногласий и трудностей. Быстро наступают изменения и в моде.
Дух гуманизма проник не только в литературу, искусство, науку, философию, но и в способ существования. Мода Ренессанса зародилась, прежде всего, в Италии, точнее, во Флоренции, которая была центром культурной и общественной жизни. Она славилась суконными мануфактурами. Поэтому именно здесь и возникает новая мода. За образец бьш принят античный стиль. Характерная особенность новой моды
—        ритмичное членение  платья, одежды, ненавязчивое  подчеркивание  основных
частей человеческого тела. Возникает новый идеал красоты: отвергается все, что не
отвечало гармоничному восприятию соразмерности и скромности. Идеальным тело­
сложением считалась высокая фигура с широкими плечами, тонкой талией, длинные
пальцы, цвет кожи белый и розовый, белые зубы, яркие, красные губы, благородство
и величественность движений, высокомерно величественная осанка. В моде господ­ствовало равновесие пропорций, как, впрочем, и в архитектуре.
В этот период впервые в платье отделяют лиф от юбки. Для женского платья, сшитого из дорогого Дамаска и бархата, характерен более свободный покрой; в одежде присутствуют равномерные складки, подчеркнута линия пояса, талия. На смену прилегающему рукаву простого покроя, без отделки, появляется новое его оформление. Мода Ренессанса внесла элементы роскоши, богатую отделку, причем не только в качество тканей (на одежду, платья использовались дорогостоящие материалы), но и в покрой и оформление рукавов. Узкие рукава в XV в. периода Ренессанса расширяются: они разрезаются сначала на локте, потом и в пройме, причем в некоторых местах видна часть нижнего белья. Теперь нижнее белье служит декоративной деталью, своего рода отделкой для платья в целом. После того как головной убор геннин, как, впрочем, все, что напоминало готический стиль в одежде
—        вертикальную линию покроя, — ушел в прошлое, особое внимание уделялось
убранству волос. Женщины чаще не носили головных уборов, а по образцу античных
времен украшали волосы цветами.  Светлые  волосы  —  естественного  цвета  или
подкрашенные — считались идеалом для любой женщины.
Элементы ренессансной моды, силуэт одежды, идеал женской красоты того периода бытуют и сегодня. Стиль Ренессанса представлен во всех образцах вечерних туалетов, даже в стиле романтического периода и народном (фольклорном) стиле. Видимо, мода Ренессанса была проста и одновременно красива.

Стиль барокко


После испанской моды, для которой характерны заглаженные складки и строгий покрой, наступает период барочной моды, зародившейся во дворце французского короля Людовика XIV. Во второй половине XVII в. законодателем моды считается французский двор. С тех пор Париж уже навсегда оставляет за собой бразды правления в этой области. По-новому трактуется идеал женской красоты: образец для подражания — женщина дородная, полногрудая, прекрасно представленная на картинах Рубенса; она облачена в яркие ткани новой фактуры — в брокат, шелк, кружева, пришедшие на смену бархату. В моде господствует фантазия, эксцентризм, роскошь, декоративность; украшения. Мода барокко допускает и подделки, эффект, рассчитанный на неискушенного ценителя красоты. Впервые в моду входят парики. Широкие юбки насажены на обруч, лиф с глубоким вырезом, корсет стягивает талию. Прически чрезвычайно сложны: чтобы придать волосам определенную форму, закрепить волосы, используют тонкие проволочные нити, спицы; в волосы вплетают ленты. Такое чрезмерное украшательство присутствует также в архитектуре и искусстве. Искусственное украшательство и роскошь в одежде для современной женщины практически не приемлемы. Дабы восполнить этот пробел, многие женщи­ны приобретают старинную мебель той эпохи. У одних подобные действия можно объяснить как приобщение к красоте, у других — проявление снобизма.

Стиль рококо


Стили барокко и Ренессанса способствовали тому, чтобы человек выглядел величественно, благородно, помпезно, торжественно. Стиль рококо позволял пока­зать красоту человеческого тела, подчеркнуть „интимное" восприятие костюма. Одежда в стиле рококо декоративна и орнаментальна. Ассиметричность победила симметрию. О барочной моде до сих пор напоминают фигурки из севрского фарфора. Пышность и вычурность проявляется не только в моде, но и в архитектуре того периода. Кринолиновые юбки в стиле рококо достигают таких размеров в ширину, что в них затруднительно передвигаться, ходить. В моде высокие прически; на лицо накладывается косметика, грим, пудра, модны „мушки". На лифе обычно открывается глубокий треугольный вырез до самой талии, иногда и ниже талии. В период рококо зарождается профессия модельеров, которых до сих пор называли просто — портными. В период позднего рококо уже нет такого четкого разделения общества на сословия. Распад феодального общества заметен и в искусстве, в морали, в одежде. Наиболее популярные ткани в период рококо атлас и шелк. Во Франции начинают производить модные отделочные материалы, матер­чатые цветы. Стиль рококо — типичная мода аристократов, ее влияние распростра­нилось далеко по всей Европе. Успеху этой моды и пропаганде ее среди европейских стран помогли первые журналы мод. Именно в них публиковалась информация о моде и иллюстрированный материал.

Стиль ампир


Для стиля ампир в одежде типичен укороченный лиф, заканчивающийся высоко над поясом. Основоположницей данного стиля считают английскую герцогиню из Йорка, носившую особую одежду — она ждала ребенка. Короткий лиф должен был скрыть истинные линии фигуры беременной женщины.
В период царствования Наполеона I мода снова обратила свой лик к античному стилю. Это новое веяние проявилось не только в архитектуре, изобразительном искусстве, скульптуре, но и в манере одеваться, в стиле одежды. Женщинам теперь необязательно облекаться в пышные, роскошные платья; туалеты эпохи ампир скопированы с образцов греческой и римской моды. Теперь женщины сложили в сундуки нижние юбки, корсеты, одели легкие, свободно ниспадающие „хемисы" (от французского спепше — рубашка). Некоторые красавицы решились носить платья с вырезом по боковому шву (от пояса), вернее, не стачиваемые по боковому шву; такой фасон обнажал ноги — их украшали цепочки, браслеты.
Короткий лиф, типичная деталь модного силуэта стиля ампир, заканчивался у груди; в качестве отделки лифа обычно использовали ленту, которая завязывалась на бант сзади. Рукава, короткие, присборенные „фонариком" — они и по сей день в моде, — дополнены длинными перчатками. Шлейфы средней длины, длина платьев
—        до щиколотки.  Позже входят в моду фасоны платьев с удлиненной талией,
преимущество белого цвета ткани, типичного цвета античного стиля. Античный
стиль в моде не обошел и прически.  Волосы, расчесанные  на  прямой  пробор,
заплетают в косы, часто на волосы надевают тонкую сетку. Интересно, что такую
прическу  нередко  увидеть и  у современных  модниц;  подобная  форма  укладки
волос особенно модна была в период второй мировой войны.  Правда, молодые
девушки сейчас не часто прибегают к этой прическе.
Мода ампир, поскольку ее исходным началом считается античный стиль, занимает соответствующее место в истории культуры одежды и весьма распространена в наше время. Ее элементы, детали особенно заметны на вечерних туалетах, а фасоны платьев с укороченным лифом рекомендуют сейчас не только беременным; наряды такого покроя есть в коллекциях одежды народного стиля романтического направле­ния.

Бидермаер и стиль романтизма


Хотя в прошлом веке и уделялось большое внимание стилю, однако именно в тот период наблюдается „распад стилей". Отсутствие единого направления в моде, индустриализация, быстрыми темпами завоевывающая себе ведущее место в общес­твенной формации, оказывает наступление и на моду. Во-первых, мода становится достоянием широких слоев населения, особенно молодой буржуазии. В женской моде меняется силуэт покроя платьев. Лиф притален, юбки несколько укорочены, линия талии занижена (лишь в 1820 г. она вновь занимает новое исконное место). Наряду с Парижем, мужскую моду начинает диктовать и Лондон. Распространены теперь снова корсеты: они подчеркивают талию. Эстетика победила: принцип гигиеничнос­ти одежды отметается. В женском гардеробе объявляется новая, весьма важная деталь туалета — пальто-пелерина, накидка без рукавов, без которых сегодня нашу экипировку трудно представить. Чтобы подчеркнуть тонкую талию, расширили рукава; им присвоили характерные названия с учетом их формы: „ветчинообразные"
в форме окорока, „пагодообразные", „бараний окорок" и др. Сложные прически
напоминают замысловатые архитектурные сооружения. Входят в моду нижние юбки,
шляпы (а не чепчики), волосы и головной убор украшаются различными дополнения­
ми и цветами. В литературе о моде этот период называют эпохой романтизма.
Наиболее характерен стиль романтизма в одежде художников и писателей, которые
стремились отличиться от обывателя. Одежда данного периода напоминает национальные костюмы свободного покроя — крои. Но романтический дух проявляется
в данный период только во внешнем убранстве; в общественно-экономической жизни
преобладает капиталистическое предпринимательство. Романтическое устремление
желание не быть подобием образцов светской, господствующей моды — весьма
характерное явление современности,  особенно  среди  широких кругов  молодого
поколения.

Второе рококо


Изобретение швейной машины означает и зарождение новых форм изготовления готовых изделий. Из Парижа именно в тот период доходит новая мода, воспевающая пышность убранства, роскошь, красоту. Внешне данный стиль напоминает рококо (что, кстати, отразилось и в самом названии периода). Уже в третий раз в истории моды появляется кринолин. Он символизирует вычурные конструкции мостов и зданий в архитектуре; подобные конструкции используют при моделировании одежды, однако не надолго. Подобного рода интерьерная мода одежда из тафты, репса, броката, крепа, муслина, с широкой, внизу на обруче юбкой и глубоким вырезом на груди была пригодна в лучшем случае для бальных туалетов. Кринолин тех лет  отличался  от тканей  периода  рококо:  его  изготовляли  промышленным  способом. Именно эта особенность считалась характерной чертой наступившего столетия — нового мира, околдованного техникой, мира, где постоянно проступа­ли все отчетливее и обнажены классовые противоречия, возрастающие не по дням, а по часам. Лебединая песнь кринолина — международная выставка в Париже в 1867 г. В эпоху промышленной революции не остается места для финтифлюшек.

IXIX века


Мода того периода заложила фундамент современного стиля в женской одежде: начинается новый этап истории моды. В женский гардероб проникают атрибуты мужского туалета, дамы стараются быть похожими на мужчин хотя бы внешне. Так выступает на сцену дамский костюм и плащ от дождя. Оба эти элемента женской одежды родом из Англии: там, в моде господствовала простота, доминировали прямые, строгие линии. Новые тенденции заметны и в Париже. Вместо кринолиновых широких юбок входит в моду узкая юбка характерного силуэта: особо подчерки­вается нижняя часть женского тела, в частности, область таза. Такой покрой называют турнюр. Платье длинное, ниспадает до пола, отделано воланами и лентами. В 90-ых годах наблюдается перелом в моде. Заметна тенденция упростить одежду, приспособить ее к новым условиям и задачам, выдвинутым жизнью. Стиль юбок турнюр исчезает. В конце XIX века стали заметны глубокие политические и хозяйственные перемены в обществе, изменения коснулись и дам­ской моды. Выступают едино два стиля одежды, казалось бы, взаимно исключающие друг друга, — спортивный и салонный; налицо назначение функциональное и декоративное. Можно встретить женщину, затянутую в корсет, и женщину на велосипеде в одежде, позволяющей ей свободно двигаться. И только в последние годы XIX века устанавливается единый стиль, когда новая мода, искусство и архитектура вновь обрели общую форму, как в конструктивном построении, так и в отдельных элементах.
Мода нашего. И хотя сразу никто не заметил зримых изменений в моде, все же эти перемены имеются: явная тенденция к упрощению одежды, возврат к естественному силуэту, стремление к одежде, соответствующей нормам санитарии и гигиены, создание практичной одежды для ношения вне дома, на прогулке, в природе. Короче говоря, побеждает функциональное назначение одежды и ее целесообразность с учетом норм санитарии и гигиены. Отмечается резкий скачок в манере одеваться, создаются предпосылки для создания современного, модного стиля.
Первым, по-настоящему прогрессивным шагом в целях упрощения и внедрения функциональности в одежде было такое нововведение, как укороченные юбки. Эта новинка прибыла из Америки, обрела приют в Англии и перебралась в Париж. Бурный рост городов в Америке предполагал расширение коммуникабельности людей. Длинные платья мешали удобно передвигаться, быстро загрязнялись. И американская промышленность начала массовое производство готовых изделий — более коротких платьев, на которые требовалось и меньше материала. Изготовите­ли тканей воспротивились против такого новшества, но их усилия пропали даром: короткая юбка победила. Русский балет, новый, свежий, революционный по манере исполнения, подобно остальным явлениям мира искусства, помогал становлению нового вкуса среди широких слоев населения. Выходит из печати первый иллюстри­рованный журнал для женщин, основанный большим художников, знамени­тым портным и неплохим коммерсантом Полем Пуаре. Именно этому человеку принадлежит заслуга в изменении силуэта моды. И хотя его имя в истории моды занимает особое место, слава его не была долговечной. Звезда этого портного ярко вспыхнула в 1910 г., а в 1914 г. его имя становится мало известным, хотя Пуаре умер в 1943 г. Вся жизнь этого человека, карьера заставляют удивляться простого обывателя. Так, на свою первую плату, которую он получил, работая учеником в фирме Дусе, Пуаре приобрел красивые пуговицы на рубашку, изготовленные известной и дорогой фирмой. Салон мод на улице Ауберта открыл Пуаре на деньги, которые занял у матери. Но вот он становится известным. Пуаре пропагандирует удобные элегантные вещи, выступает против тесного корсета, не позволяющего женщине даже свободно дышать. Модели одежды, созданные этим художником, позволяли свободно передвигаться, без труда совершать различные движения, поскольку юбки достигали в длину до щиколоток, пояс же поднялся значительно выше талии. Рукава, до сего времени в пройме широкие, а в запястье узкие, стали равномерно зауженные. В моде стали муфты больших размеров и кожаные штолы. Пуаре предложил носить нижнее белье, а вместо фланелевой или муслиновой нижней юбки одевать юбку из тонкой и мягкой ткани — из хлопка или шелка. Зонты от дождя или солнца, зачастую из кружева, становятся обязательным модным приложением.
Пуаре при создании своих коллекций использовал мотивы фасонов и краски одежды тканей Востока и костюмов русского балета. Его кимоно из экзотических тканей отличалось пестрой расцветкой и по тем временам казалось слишком смелым. Модельер сотрудничал с театром, черпая идеи для своих костюмов из балетов „Шехерезада" Н. Римского-Корсакова и „Жар-птица" И. Стравинского. Плодотвор­ным оказалась его работа и с художником Ролем Дуфо, который по-новому компоновал в одежде ткань. Пуаре внес многое в моду. Среди новшеств можно назвать „плащ Конфуциа", длинную облегающую тунику, одежду типа „амазонка" и брюки (си11о11е$), которые сначала вызвали огромный протест и скандал. Пуаре предложил широкие пояса по образцу японских. Он был первым художником-мо­дельером, пропагандирующим парижскую моду в столичных городах Европы и Америки в сопровождении двух манекенщиц.
Первая мировая война и исторические перемены, происшедшие после ее оконча­ния, оказали влияние и на моду. Процесс эмансипации женщин, начавшийся во второй половине прошлого столетия, стал интенсивно развиваться. Женщины борются за избирательные права и побеждают. Женщины выступают за равноправие с мужчинами, проникают в спортивные клубы, учатся кататься на коньках, скакать на лошади, управлять автомобилем, добиваются права появляться в общественных местах, кафе без сопровождения мужчины.
Технические изобретения (телефон, электрическое освещение, самолеты, кино) существенно изменили жизнь общества. Женский идеал моды — тип женщины „ля гарсон": длинные ноги, плоская грудь, широкие плечи, узкие бедра, короткая стрижка, известная как „бэбикопф". Пояс опускается на бедра, платья украшаются кистями. Эталоном моды считаются кинозвезды, в частности, одна из них — Грета Гарбо.
Следующий значимый этап в женской моде — ношение пояса для подвязок и бюстгальтера. Современная медицина, соблюдение основ рационального питания и занятия спортом начинают помогать людям сохранять молодость и фигуру. Даже в журналах 30-х годов существовали специальные рубрики „для пожилых"; сорока­летние женщины, ровесницы XX века, не отстают от молодых, одеваясь так же, как их младшие сестры.
В связи с революционными переменами в дамской моде нельзя обойти молчанием личность, которая оказала влияние на направление моды в течение многих десятиле­тий и известна в истории костюма как основательница классической моды. Ее имя Коко Шанель. Она сама, женщина-работница, смогла предложить в одежде то, что будет носить современная женщина, занятая на производстве, женщина, которая материально не зависит от мужа. Безошибочно, интуитивно она предложила одежду женщинам, которые во время войны заняли места мужчин на заводах, в учреждениях, — синюю матросскую юбку и мужской пуловер. Предложенный ею простой костюм пепельного цвета, отделанных сутажам и дополненных черным или бежевым свите­ром или пуловером с белым воротником и белыми манжетами, не вышел из моды и по сей день. Достоинство данного костюма — его могут носить женщины любого возраста и с любой фигурой. Тут стоит вспомнить еще одну заслугу Коко: она заставила женщин носить бижутерию на каждом костюме.
Следующая новинка в женской моде — это ношение брюк. Сначала брюки считались элементом рабочей одежды, но постепенно они входят в повседневную жизнь и становятся неотъемлемой частью женского туалета. Быстро развивающееся промышленное изготовление готовых изделий сделало доступным новую моду и для низших слоев общества; одежда теперь не привилегия какого-то определенного общественного класса.
В период второй мировой войны интерес к моде отходит на второй план. Но потом оживает вновь ее центр — Париж, в котором появляется много выдающихся модельеров. В период упадка моды в 1947 г. возникает фигура X. Диора; именно он предложил новую модную линию в одежде, т. н. „ню лук". Новый силуэт предлагает узкие плечи, тонкую талию, что привлекает внимание к бюсту, и удлиненную, книзу расширенную расклешенную юбку. Данный стиль предполагал значительного боль­шего расхода материи, словно компенсируя упадок моды и невнимание к ней в трудные военные годы. Но распространение этой моды считается определенным шагом назад. Однако довольно быстро сменяются силуэты моды: место силуэта Н-образной формы займут силуэт типа А, формы геометрических линий, футуристи­ческая мода, связанная с полетом человека в космос (создатель этой моды Куреж). Мэри Квант в начале 60-х годов шокирует мир мини-юбками, которые имели колоссальный успех. Затем наступает век макси- и миди-юбок.
Мода — это поистине калейдоскоп, остановить который невозможно: он постоян­но предлагает нечто новое. Модельеры используют образцы старинной одежды и костюмы современные, создавая свои собственные образцы или приспособив народные костюмы, орнаменты, силуэты требованиям сегодняшнего дня. Самое важное в современной моде — соответствовать нуждам и запросам эмансипирован­ной женщины, которая знает, что хочет, что ей к лицу; она-то не позволит терроризировать себя модным закройщикам. Однако мода должна экспериментиро­вать. Порой предлагаются такие образцы-модели, которые большинство женщин отвергает; именно эти костюмы очень быстро выходят из моды, впрочем, подобно тому, как они и создаются.
С ростом свободного времени в результате сокращения рабочей недели и внедре­ния технического прогресса, в связи с развитием спорта одежда дифференцируется в зависимости от ее функционального назначения. Сегодня все больше входит в быт одежда повседневная, рабочая, спортивная, домашняя, для отдыха, для торжествен­ных случаев. Для современной моды характерно множество разных направлений, которые, однако, благополучно сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Напом­ним наиболее известные модные стили: элегантно-спортивный, романтический, народный стиль; русский, морской, студенческий, сафари, джинсовый, силуэты-ру­бахи и т. д. Какой же из этих или иных направлений моды войдет в анналы истории моды XX века, покажет будущее. XIX века устанавливается единый стиль, когда новая мода, искусство и архитектура вновь обрели общую форму как в конструктивном построении, так и в отдельных элементах.

Мода нашего столетии


И хотя сразу никто не заметил зримых изменений в моде, все же эти перемены имеются: явная тенденция к упрощению одежды, возврат к естественному силуэту, стремление к одежде, соответствующей нормам санитарии и гигиены, создание практичной одежды для ношения вне дома, на прогулке, в природе. Короче говоря, побеждает функциональное назначение одежды и ее целесообразность с учетом норм санитарии и гигиены. Отмечается резкий скачок в манере одеваться, создаются предпосылки для создания современного, модного стиля.
Первым, по-настоящему прогрессивным шагом в целях упрощения и внедрения функциональности в одежде было такое нововведение, как укороченные юбки. Эта новинка прибыла из Америки, обрела приют в Англии и перебралась в Париж. Бурный рост городов в Америке предполагал расширение коммуникабельности людей. Длинные платья мешали удобно передвигаться, быстро загрязнялись. И американская промышленность начала массовое производство готовых изделий — более коротких платьев, на которые требовалось и меньше материала. Изготовите­ли тканей воспротивились против такого новшества, но их усилия пропали даром: короткая юбка победила. Русский балет, новый, свежий, революционный по манере исполнения, подобно остальным явлениям мира искусства, помогал становлению нового вкуса среди широких слоев населения. Выходит из печати первый иллюстри­рованный журнал для женщин (Femina), основанный большим художников, знамени­тым портным и неплохим коммерсантом Полем Пуаре. Именно этому человеку принадлежит заслуга в изменении силуэта моды. И хотя его имя в истории моды занимает особое место, слава его не была долговечной. Звезда этого портного ярко вспыхнула в 1910 г., а в 1914 г. его имя становится мало известным, хотя Пуаре умер в 1943 г. Вся жизнь этого человека, карьера заставляют удивляться простого обывателя. Так, на свою первую плату, которую он получил, работая учеником в фирме Дусе, Пуаре приобрел красивые пуговицы на рубашку, изготовленные известной и дорогой фирмой. Салон мод на улице Ауберта открыл Пуаре на деньги, которые занял у матери. Но вот он становится известным. Пуаре пропагандирует удобные элегантные вещи, выступает против тесного корсета, непозволяющего женщине даже свободно дышать. Модели одежды, созданные этим художником, позволяли свободно передвигаться, без труда совершать различные движения, поскольку юбки достигали в длину до щиколоток, пояс же поднялся значительно выше талии. Рукава, до сего времени в пройме широкие, а в запястье узкие, стали равномерно зауженные. В моде стали муфты больших размеров и кожаные штолы. Пуаре предложил носить нижнее белье, а вместо фланелевой или муслиновой нижней юбки одевать юбку из тонкой и мягкой ткани — из хлопка или шелка. Зонты от дождя или солнца, зачастую из кружева, становятся обязательным модным приложением.
Пуаре при создании своих коллекций использовал мотивы фасонов и краски одежды тканей Востока и костюмов русского балета. Его кимоно из экзотических тканей отличалось пестрой расцветкой и по тем временам казалось слишком смелым. Модельер сотрудничал с театром, черпая идеи для своих костюмов из балетов „Шехерезада" Н. Римского-Корсакова и „Жар-птица" И. Стравинского. Плодотвор­ным оказалась его работа и с художником Ролем Дуфо, который по-новому компоновал в одежде ткань. Пуаре внес многое в моду. Среди новшеств можно назвать „плащ Конфуциа", длинную облегающую тунику, одежду типа „амазонка" и брюки (cullottes), которые сначала вызвали огромный протест и скандал. Пуаре предложил широкие пояса по образцу японских. Он был первым художником-мо­дельером, пропагандирующим парижскую моду в столичных городах Европы и Америки в сопровождении двух манекенщиц.
Первая мировая война и исторические перемены, происшедшие после ее оконча­ния, оказали влияние и на моду. Процесс эмансипации женщин, начавшийся во второй половине прошлого столетия, стал интенсивно развиваться. Женщины борются за избирательные права и побеждают. Женщины выступают за равноправие с мужчинами, проникают в спортивные клубы, учатся кататься на коньках, скакать на лошади, управлять автомобилем, добиваются права появляться в общественных местах, кафе без сопровождения мужчины.
Технические изобретения (телефон, электрическое освещение, самолеты, кино) существенно изменили жизнь общества. Женский идеал моды — тип женщины „ля гарсон": длинные ноги, плоская грудь, широкие плечи, узкие бедра, короткая стрижка, известная как „бэбикопф". Пояс опускается на бедра, платья украшаются кистями. Эталоном моды считаются кинозвезды, в частности, одна из них — Грета Гарбо.

Салоны Красоты России
 
© 2006-2012 seamstress.portal-1.ru Все права защищены